Лучший старт в занятиях на ударной установке и залог быстрого прогресса это правильная расстановка и настройка инструмента. Барабанщики в большей степени чем другие музыканты, должны следить за комфортом при игре всеми конечностями по хитро расположенным под разным углом поверхностям. Это непросто, но придерживаясь простых правил мы укротим зверя. Итак, за работу.
Первые шаги
Пожалуйста, примите к сведению, что мои советы имеют общий характер. Все мы разные, и существует не один способ комфортного положения за установкой. Не замыкайтесь между критериями "правильно" и "неправильно", потому как то, что правильно для вас, может не сработать у другого. Если вы левша, то сделайте зеркальное отображение приведенных фото.
Вы сами не раз подмечали, с какой свободой играют ваши любимые барабанщики и при этом даже не думают о барабанах. Такая же цель и у нас. Вот три вещи которые мы хотим от расстановки барабанов:
1. Удобство при игре
2. Удобство при игре
3. Смотри пункты 1 и 2
Понятно? "Удобство" не подразумевает, что за барабанами можно вздремнуть, это означает, что все расположено удобно для игры на всех уровнях громкости и нет необходимости двигать тело в неестественное положение при игре по любой части установки. То есть тело находится в балансе и отцентровано - спина прямая, не сутулимся и не прыгаем со стула чтобы достать до тарелки.
Все начинается с посадки. Слишком низкая или слишком высокая - типичная проблема начинающих. Общее правило - бедра параллельны полу, когда стопы на педалях. Если колени выше бедер, то вы сидите слишком низко.
Слишком высокая посадка тоже чревата проблемами со спиной.
Ноги в коленях должны быть под одним углом и расставлены на одно расстояние (см. рисунок 3). Чуть выше или чуть ниже это дело вкуса, как впрочем и все что касается расстановки.
Формируем "круг мощности"
Теперь, когда ноги в правильной позиции, приступим к расстановке барабанов под нее. Мы создадим "круг мощности" как я это называю. На стандартной установке в 5-ть барабанов, малый барабан и три тома формируют "круг".
Нижний левый сектор круга занимает малый барабан, обода выше колен. Колени близко к малому барабану, но не касаясь. Хорошо начинать когда барабан стоит плоско, но многим барабанщикам нравится когда он под углом в том или другом направлении. Экспериментируйте и выбирайте как вам нравится. Главное, это что тело отцентрованно по отношению к малому барабану и направлено к бас-барабану.
Самый маленький том это верхний левый сектор вашего круга. Подвесьте его так, чтобы верхний обод на пару дюймов над верхним ободом малого барабана. При этом не касаясь и под небольшим углом вниз по направлению к вам. Малый барабан, малый том и ваше тело на одной прямой. Как правило, начинающие садятся со смещением вправо рядом с хай-хэтом, и теряют баланс по отношению ко всей установке. Оставайтесь по центру установки и это не только упростим вам игру, но и убережет от типичной проблемы барабанщиков с болями в спине.
Теперь сформируем верхний правый сектор круга, разместив второй подвесной том так, чтобы он совпадал по высоте и углу с первым. Оба тома располагаем максимально близко, но не касаясь друг друга. Не должно быть больших промежутков между барабанами, это добавляет ненужной работы при игре.
Теперь сформируем верхний правый сектор круга, разместив второй подвесной том так, чтобы он совпадал по высоте и углу с первым. Оба тома располагаем максимально близко, но не касаясь друг друга. Не должно быть больших промежутков между барабанами, это добавляет ненужной работы при игре.
Напольный том формирует нижний сектор со стороны правой руки. Высота как у малого и относительно плоский. Верхний обод напольного тома должен быть ниже верхнего обода второго тома. Расположите его рядом с коленом, но не касаясь, на расстоянии примерно 4"-8" дюймов от малого барабана.
"Круг мощности" создан, он послужит хорошей основой в игре, когда барабаны формируют эргономичный круг вокруг вашего тела. Теперь можете экспериментировать с высотой, наклоном и настройкой, главное это ваше удобство. Если нужно добавить барабаны, добавляйте их в соответствии с логикой круга.
Расстановка тарелок
Общие советы при расстановке тарелок:
Тарелка райд может быть в нескольких местах, но есть два общепринятых: над вторым навесным томом или над напольным. Попробуйте оба способа и выберите какой понравится. Здесь также нет "правильного" способа - это вопрос личных предпочтений.
Крэш-тарелки повесьте на достаточной высоте, чтобы они не задевали томы. Я рекомендую вешать тарелки под небольшим наклоном. Главное, не наносите удары в ребро тарелки, используйте хлыстообразное движение расслабленой кисти.
Нижняя тарелка хай-хэта должна быть выше верхнего обода малого барабана - точное расстояние дело вашего вкуса. Когда я играю рок, мне нравится когда хэт чуть выше обычного, чтобы я мог играть на большей громкости. Когда играю джаз предпочитаю ставить пониже. Посмотрите на любимых барабанщиков и обратите внимание на какой высоте у них стоят тарелки хай-хэта. Не забывайте, что между тарелками должно быть расстояние, чтобы был "чик" при игре на педали стойки хэта. То есть в открытом состоянии должно быть расстояние в 2", 3", а то и больше, между тарелками.
Настройка барабанов
Настройка барабанов это не точная наука, здесь также многое зависит от личных предпочтений. Научиться настройке можно только на практике. Музыкальный стиль определяет подход к настройке. Например, в роке приветствуется низкая настройка, более мощно звучащие барабаны чем в джазе, где требуется высокая настройка. Как всегда в музыке, в настройке вашим лучшим другом будет путь проб и ошибок. Вот некоторые базовые советы для старта:
Во-первых, я рекомендую использовать перекрестный метод базовой настройки, который позволяет усаживать пластик ровно затягивая противоположные по расположению болты. Сперва руками затяните все болты до контакта с резьбой, а затем с помощью настроечного ключа на три или четыре с половиной оборота постукивая по прилегающей области пластика, отслеживая чтобы тон звука был одинаковый.
Лучший способ добиться превосходного звучания это настройка барабана в его естественном диапазоне. Все что составляет барабан - дерево, фурнитура и кромки - определяет естественный диапазон конкретного барабана. Например, попытки заставить зазвучать 10" навесной том как напольный на 18" обречены на неудачу.
Слушайте барабан на разной по высоте тону. Задавайтесь вопросом - "Не задушенный ли звук? Открытое и наполненное ли звучание?". Старайтесь чувствовать натяжение в болтах и снова слушайте. Замечайте как мало порой требуется, чтобы значительно изменить звук барабана. Иногда достаточно пары движений чтобы барабан запел.
Начните с меньшего тома и работайте над ним держа на коленях, а не на стойке. Убедитесь что оба пластика натянуты ровно. Избегайте глушения второго пластика во время настройки первого, так как вам нужно отслеживать как они звучат вместе. Нижний пластик оказывает сильное влияние на глубину тона, а верхний пластик влияет в большей степени на общую высоту.
Частый вопрос какой из пластиков должен быть настроен выше или ниже. Мой ответ - зависит от конкректного барабана. Обычно я настраиваю оба пластика одинаково, по мне так это дает максимальный резонанс с минимумом лишних обертонов. Однако, я часто подстраиваю настройку в зависимости от проекта. Будьте гибки и позвольте себе делать суждения исходя из того что слышите сами.
Настройка малого барабана
Так как малый барабан предназначен для высоких частот по сравнению с остальными барабанами установки, не бойтесь немного перетянуть его. При этом желательно хорошо натянуть и нижний (резонансный) пластик, чтобы струны барабана хорошо хрустели. Свою роль в натяжении также играет и машинка для натяжения струн. Чтобы проверить натяжение постучите слегка рядом с ободом верхнего пластика. Слышно как откликаются струны? Если да, то хорошо. Если не слышно, то попробуйте ослабить пластик и машинку. Еще один совет: сыграйте римшот убрав струны от пластика. Если слышен характерный треск с хорошо читаемым высоким звуком, то это хорошая гарантия великолепного звучания бэкбита когда вернете струны обратно.
Бас-барабан настраиваем под музыкальный стиль
Бибоп-джаз барабанщику и фанк-барабанщику нужны разные по звуку бас-барабаны. В то время как в джазе требуется более резонирующий, открытый звук, в современной поп-музыке уже не обойтись без легкого демпфирования, чтобы убрать лишние обертона и создать плотную основу. Если под рукой нет специальных демпфирующих подушечек из барабанного магазина, используйте два небольших полотенца или плоскую подушку едва касающуюся обоих пластиков. Но не перестарайтесь, так как звук легко придушить.
При настройке бас-барабана потребуется значительно меньше натяжения, чем требовали другие барабаны. Достаточно дойти до момента когда на пластиках нет морщин и уже начинайте слушать. Увеличивайте натяжение постепенно пока не услышите нужный звук.
Подбираем подходящие пластики
Есть две причины менять пластики. Первая, это что пластики со временем теряют способность реагировать, да и просто хорошо звучать. Вторая причина, это что тип и толщина выбранного пластика существенно влияют на звук и это прекрасная возможность для экспериментов.
Так какие пластики следует ставить? Тонкие однослойные пластики это хороший выбор для легкой и негромкой музыки. Хорошее звучание можно получить при минимуме усилий. С другой стороны, однослойные пластики потолще и двуслойные пластики - хороши в громкой музыке и звучат более мощно и с меньшим количеством обертонов.
Я использую однослойные medium пластики на томах сверху и снизу, такой же сверху на малом. Двойные пластики на бас-барабане и самый толстый пластик в качестве резонирующего на малом барабане. Но я не задумываясь меняю пластики в зависимости от музыки что предстоит играть в студии или на концерте. Мне нравится экспериментировать и пробовать другие варианты.
Напутственное слово
Единственный способ научиться хорошо расставлять и настраивать барабаны это просто делать это. Обращайте внимание на то, как ваши барабаны реагируют на разную настройку. Верите или нет, но часто бывает, что общее звучание всей установки меняется стоит только изменить настройку одного тома. Это от того, что ударная установка это один цельный резонирующий инструмент. Хорошая настройка поможет раскрыть потенциал инструмента и вашей игры как музыканта.
Нет комментариев
Добавить комментарий