Статьи

Библия по настройке ударной установки.2 ч.

Когда следует менять пластик ::.

  1. Пластик следует менять, когда начало изнашиваться покрытие. Если вы играли до тех пор пока покрытие не износилось то, может быть, вы сделали слишком высокий строй, либо слишком сильно бьете, либо пластик просто уже слишком долго находится на барабане. В последнем случае в действие вступает пункт 2.
  2. Когда снятый с барабана пластик выдавлен наподобие тарелки или помят. Это может означать что пластик был при настройке перетянут сверх всякого предела так, что у пластмассы почти не осталось естественной упругости, или неправильно использован. Без сомнения, пришло время его менять.
  3. При попытке настроить низко (предположительно, вы уже правильно посадили пластики, как описано в разделе «Учимся: настройка резонансной стороны. Начало») барабан не дает желаемого строя – дребезжит или звук искажается. Это признак, что пластик начал вытягиваться, и уже не может сохранять постоянный контакт с обечайкой. При использовании двухслойных пластиков, такое может случиться скорее, так как верхний слой растягивается иначе, чем нижний. Пластик может быть еще пригоден, но вам придется перестроить барабан выше, или попробовать пересадить пластик, воспользовавшись феном, как описано.
  4. Когда вы сменили площадку, например, вы сейчас играете на меньшей/большей сильно/мало резонирующей сцене. Звук, подходивший для маленькой сцены, не очень хорош для игры на большой. Вам нужно определить, какой компонент вашего звука донесется до публики. Например, подбор пластиков для игры с микрофонами будет иной, чем без них. Мощно резонирующая установка может стать невероятным кошмаром для вашего звукооператора. Самого барабанщика подобное звучание приводит в восторг, но на большой сцене или в большой студии это может привести к очень большой грязи: обертоны и блуждающее эхо от барабанов смешиваются со звуком остальных инструментов и самой студии. В крупных студиях, когда микрофоны ставят вплотную, пользуются двойными пластиками, чтобы звучание стало тише и управлялось легче. Получается более короткий выплеск энергии, который за счет свойств сцены или зала долетает до публики с реверберацией или с задержкой. Похожим образом, большая сцена требует более "избирательной" игры с упрощенными рисунками и заполнениями, так как публика мелких деталей все равно не услышит.
  5. Когда вы просто хотите поэкспериментировать.

Настройка и посадка пластиков любых барабанов ::.

Данная процедура настройки работает для всех барабанов — томов, малых, и бочек. После раздела о настройке и посадке пластиков приведены разделы о специфике настройки, – т.е. про особенности подбора пластиков и секреты настройки томов, малых барабанов и бочек. Чтобы уяснить, как это делается, я бы порекомендовал вам начать с 12” барабана. Не путайте обучение настройке с настоящей настройкой. При настройке полной установки, вы можете настраивать в совершенно иной последовательности. Эта тема освещена в разделе «Последовательности настройки», но сначала вам следует усвоить, как выжать из барабана максимум возможного. Это главное.

Учимся настраивать резонансную сторону – начало ::.

Допустим, вы обследовали края обечайки, как описано в разделе «Края обечайки». Тогда можно начать ::

  1. Выберите пластики, какие хотите, по разделам посвященным томам, бочке или малому барабану.
  2. Полностью прочитайте раздел, потом вернитесь к этому и учтите особенности настройки данного вида барабана.
  3. Снимите оба старых пластика. Это важно, чтобы операция прошла нормально. Когда вы будете знать относительный диапазон настройки, снимать оба пластика придется не всегда. Помните, главная цель – установить реальные возможности и диапазон настройки каждого барабана.
  4. Когда пластики сняты, постукайте по обечайке рукой или обратной стороной палочки. Последите, не возникают ли какие-либо ненормальные вибрации. Если основания болтов дребезжат, вы можете снять их, и, подложив вату в корпус основания (если видно пружины или резьбу, то нужно закрыть их от ваты фетром) проверить, не прекратится ли дребезжание. Между корпусом основания и обечайкой можно проложить слой тонкой листовой резины или фетра.
  5. Поставьте барабан на ковер ударной стороной вниз, и либо установите резонансный пластик, либо делайте как описано ::.
  6. Важно затянуть все винты только до контакта с шайбой или ободом. Если винты в основаниях вращаются свободно, можно закрутить их пальцами, а если основания сделаны так, что больше пары оборотов сделать нельзя, то придется воспользоваться ключом. В любом случае, как только винт касается обода, отверните его на 1/4 оборота.
  7. Далее поставьте два ключа на винты друг напротив друга (на 180°), и одновременно затягивайте их по пол-оборота, переходя с пары на пару, до тех пор, пока все винты не будут завернуты на три оборота. Сейчас мы «садим» пластик, высота настройки не имеет значения.
  8. Поднимите барабан на пару дюймов от ковра, и ударьте один раз по пластику. Послушайте, не искажается ли свободное звучание. Если искажается, то подтяните все винты еще на пол-оборота. Повторяйте, пока барабан не зазвучит без искажений. Не бойтесь затянуть пластик выше нормального игрового строя. На этом этапе исключительно важно, чтобы перед дальнейшими действиями пластик давал чистый неискаженный тон.
  9. Далее, поставив барабан обратно на ковер, слегка постукайте ключом по пластику на расстоянии примерно в 1-1,5 дюйма от края, около каждого винта одинаково. Слушайте резонанс удара, и выравнивайте винты так, чтобы пластик строил сам с собой. При этом порядок затягивания винтов здесь не очень важен. Никогда не настраивайте вниз, настраивайте вверх. Под этим я подразумеваю, что если настроено слишком высоко, то сначала нужно опустить строй ниже, чем надо, а потом подтягивать вверх до нужного звука.
  10. Если ваши пластики не REMO, переходите к следующей операции. Если вы пользуетесь клееными пластиками, типа REMO, нужно запомнить получившийся строй. Теперь слегка продавите центр пластика, чтобы треснуло клеевое соединение. Не пытайтесь продавить пластик насквозь, умерьте пыл. Здесь имеется в виду небольшое смещение. Затем снова настройте на тот звук, который вы с таким желанием запомнили, и еще раз выровняйте, чтобы пластик строил сам с собой.
  11. Далее, либо дайте барабану выстояться в течение 12 часов, либо возьмите фен и разогрейте (не слишком сильно) периметр пластика. Пройдите два –три оборота феном на максимальной мощности, держа фен в 2-3 дюймах от поверхности. Один круг обычным феном вокруг 12-дюймового пластика должен занимать примерно 8 секунд. Это «садит» пластик/обод/воротник, и процесс посадки завершается. Обратите внимание, какая получится разница, особенно если вы пользуетесь толстыми или двухслойными пластиками. Попробуйте посадить один пластик с феном, а другой без, и, я думаю, вы со мной согласитесь.
  12. Как только пластик "сел" и охладился, освободите пластик так же, как натягивали в самом начале, по чуть-чуть отпуская винты парными ключами до точки потери резонанса, не поднимая барабан с пола.
  13. Поставьте барабан в/на стойку или держите за обод. Начинайте последовательно подтягивать винты по 1/4 оборота каждый. Пройдя один круг, выровняйте пластик, слегка постукивая [видимо, имеется в виду выравнивание строя пластика с самим собой, – перев.], потом один раз ударьте в центр. Не бойтесь затягивать по 1/8 или даже по 1/16 оборота. Настраиваем только до тех пор, пока не найдем точку, в которой пластик даст низкий чистый тон. Нашли - остановитесь. Для выбранного вами пластика это самый низкий возможный строй. Если чистого тона не получается, то вернитесь к операции 5, подтяните барабан повыше и пересадите пластик. Если вы обошли уже несколько кругов, звук становится выше, а искажения не исчезают, значит, что-то не так. Либо пластик плохой, либо плохой край обечайки, либо пластик не сел. Я бы оставил его натянутым на 24 часа, а потом попробовал снова. Я обнаружил, что часто за ночь проблема исчезает, не знаю почему. Если вы не можете ждать, попробуйте другой пластик, или подтяните строй повыше, и снова нагрейте его перед тем, как перестраивать вниз. В любом случае, если у вас получилась самая низкая чистая нота, остановитесь. В этот момент я предлагаю пока не перестраивать барабан выше. Переходите к «Настройке ударной стороны».

Настройка ударной стороны ::.

Допустим, вы обследовали обечайку, как описано в разделе «Края обечайки». Тогда начинаем ::.

  1. Выберите пластики, какие хотите, по разделам, посвященным томам, бочке или малому барабану.
  2. Полностью прочитайте раздел, потом вернитесь к этому и учитывайте специфику настройки. Уберите барабан со стойки и поставьте его (на сей раз резонансной стороной вниз) на ковер, чтобы избавиться от звука только что натянутого резонансного пластика.
  3. Посадка: установите и посадите верхний пластик точно так же, как резонансный. Не забудьте продавить клееный пластик.
  4. Процедура расстройки: распустите винты тем же способом, как натягивали, двумя ключами до пропадания резонанса.
  5. Поставьте барабан на ковер, ударной стороной вниз, либо поставьте нижний пластик, либо делайте, как написано ниже.
  6. Держите барабан за обод. Ударьте по нему. В идеале на стойке он должен звучать так же. Если не звучит, то попробуйте выдвинуть том подальше на креплениях. Если это не поможет, и в руках барабан звучит лучше, то он – хороший кандидат для обработки на чем-нибудь вроде системы монтажа ободов R.I.M.M. Переходите к «настройке по зонам».

Настройка по зонам ::.

Теперь настало время пройти вверх по настроечным зонам, чтобы выжать из барабана все, на что он способен. Сконцентрируйтесь на ударной или верхней стороне, подтягивайте не более, чем по 1/4 оборота, а еще лучше по 1/8. Обойдя полный круг, всегда ударяйте по пластику, и проверяйте, строит ли он сам с собой. Вы будете проходить зоны, в которых барабан звучит хорошо, потом — в течение пары проходов — плохо, затем звук вдруг откроется вновь. Обычно вы проходите через две такие зоны, затем верхний пластик перестает звучать, остается только верхний обертон (звон). И хотя строй может продолжать изменяться, в звучании барабана уже нет настоящей живости. Это означает, что вы уже перетянули пластик, и нужно ослабить натяжение на 1/4 — 1/2 оборота (и снова повторюсь: настраивайте вверх к ноте, а не вниз).

  1. Если вам нужен строй еще выше, чем тот, который вы получили, перейдите к нижнему пластику и подтяните каждый винт на 1/8 — 1/4 оборота. После этого вы сможете увеличить строй верхнего пластика еще на 1-2 тона. При таком способе настройки в некоторых фазах вы услышите Допплеровский эффект — при ударе получается нисходящее глиссандо. Для настройщика/ударника это признак, что хороший строй барабана еще впереди, но некоторым такое звучание нравится, и они оставляют как есть. Если из этой зоны продолжать идти вверх то, вы достигнете уровня, где звучание выравнивается, "Допплер" прекращается, и звук становится открытым и ровным. В этот момент оба пластика настроены одинаково или почти одинаково.
  2. Выше этого строя барабан опять прекратит звучать, и вам, чтобы эффективно поднять строй барабана, снова придется подтянуть нижний резонансный пластик на 1/16, 1/8, или 1/16 оборота, и, повторив операцию, перейти в следующую зону. Переходите к разделу "Результаты. Их значение".

Результаты. Их значение ::.

  1. Где-то в процессе настройки возникнет момент, когда все соразмерно. Каждый барабан звучит наиболее мощно ("резонансно"). Это основной тон барабана, его "сладкое место". Оно есть у каждого барабана. Если два барабана разного размера близки по этому основному тону, то вы лучше поймете значение увеличения размера от барабана к барабану. Скорее всего, в результате вам придется пойти на компромисс и изменить строй обоих барабанов +/-, чтобы придать их звучанию одинаковый характер.
  2. За счет правильного применения пластиков и методов, текст, приведенный ниже, может научить вас, как намеренно сделать гулкий барабан менее резонансным, и таким образом избавиться от большинства заглушающих приспособлений, которые ставят с внутренней и с наружной стороны пластика. Например, вы можете, понизив ударную сторону, подтянуть резонансную, (или наоборот), создав фазовый сдвиг. Барабан заглохнет, или наоборот, станет резонанснее, в зависимости от того, находитесь вы в настроечной зоне, или нет. Часто музыканты добиваются этого, ослабив один винт. Но я нахожу более правильным равномерно понемногу ослабить все винты. Так меньше риск испортить пластик. Лучший способ получить хороший звук — настройка. Многие музыканты, невзирая на опыт, надеется на демпферы вместо того, чтобы правильно настроить барабан. Тем не менее, все устройства для глушения — пластиковые кольца, войлок, резина, желатиновые приспособления — великолепные вещи, если их разумно применять, например, когда у вас нет времени на правильную настройку, или когда с ней какие-то проблемы.
  3. "Жирный, свободный или темный" звук получится, если настроить резонансный пластик на самый низкий тон, а затем отпустить на 1/16-1/8 оборота. В этом случае для смены строя пользуются ударным пластиком. Обратите внимание, что для "жирного" звучания возможности настройки по высоте несколько ограничены.
  4. Для большего количества "удара" или атаки, резонансную сторону настраивают немного (на 1-3 ноты) выше, чем ударную.
  5. Чтобы получить открытый, "резонансный" звук, оба пластика должны быть настроены одинаково. Прозрачный пластик даст более "открытый" звук.

Пластики для томов — ударная сторона ::.

Для упрощения я распределяю все пластики на пять категорий. Конечно, внутри каждой категории в тембре звучания пластиков есть некоторая разница. Обычно эти отличия незначительны или очень малы, и пластики чаще всего взаимозаменяемы. Например, пластик REMO с покрытием будет звучать очень похоже на Evan's G1 или Aquarian Satin Texture с покрытием. Однако имейте в виду, что покрытия изнашиваются по-разному. Общепринято, что покрытие пластиков Aquarian служит значительно дольше, но не придавайте этому слишком большого значения, так как производители постоянно улучшают свои изделия.

Пластики с покрытием считаются «мягко» или «сочно» звучащими. У них нет по-настоящему ярких обертонов, которые характерны для звука «ярких» пластиков тех же марок и похожих характеристик. У разных производителей покрытия очень отличаются друг от друга. Некоторые создали пластики с уникальными характеристиками. Например, REMO предлагает серию "Renaissance". Звучит она не очень ярко, но с подъемом в области средних частот. Пластики FiberSkyn звучат значительно сочнее. Покрытия разных марок настолько отличаются, что не только сообщают звуку разный тембр, но и изнашиваются по-разному. Скорее всего, REMO будут звучать теплее, но за счет более быстрого износа. Aquarian звучат ярче всех, но и продержатся дольше всех. Пластики EVANS по звучанию будут где-то между REMO и Aquarian. Таковы общие правила, но вам следует перепробовать все, и решить, есть ли в звучании какая-нибудь разница именно для вас.

Пластики считаются «яркими» или «чисто звучащими», когда они от удара палочкой и при резонансе дают много высоких обертонов. Черные, «эбеновые» пластики по звучанию лежат между пластиками с покрытием и без. Их звучание часто описывают, как более «толстое» и «темное», чем звучание прозрачных пластиков схожих параметров. Черные пластики обычно выбирают для красоты, но у них есть и преимущество:

«теплые» обертоны с яркой атакой под палочкой. Для игры щетками, скорее всего, понадобятся пластики с покрытием. Пластики Hazy ("мутноватые") звучат ярче, и у них сильнее проявлены средние частоты.

"Стеклянные" звучат и ярче, и суше, чем Hazy и другие пигментированные пластики. Во всех случаях, более толстые пластики будут звучать сочнее, и будут менее чувствительными, чем точно такие же тонкие. Например, одинарные пластики: REMO Diplomat Clear чувствительнее и звучат ярче, чем REMO Ambassador Clear, так как Diplomat тоньше, чем Ambassador.

Категория 1 — Чувствительные, хорошо ощущаются палочками, открыто звучат, продолжительность звука и резонанса хорошие. Однослойные, незаглушенные, средней массы, типа: REMO Ambassador, Renaissance и FiberSkyn FA, Aquarian Satin Texture Coated, Classic Clear, EVANS G1 и масса других.

Категория 2 — Более сочный тон по сравнению с однослойными, в начале атаки обертоны слышны меньше, ощущение под палочкой хуже, длительность звучания несколько меньше. Звук похож на тот, как если бы мы положили на пластик кольцо [сурдину] ("О"). В эту категорию входят и одинарные, и тяжелые двойные или заглушенные пластики. Они помогают "округлить", сделать звучание теплее. Послезвучание у них с минимумом высоких обертонов. Это пластики наподобие (двухслойных) REMO Emperor, EVANS G2, Aquarian и Double Тhin, PowerStroke, FiberSkyn F1 и Aquarian Studio-X. Характеристики у всех несколько отличаются. Например, Aquarian Double Тhin будут более чувствительными, чем Response.

Категория 3 — Заглушенные и подходящие в тех случаях, когда нужна большая износоустойчивость. В этой категории — смесь, которую мне очень хотелось бы разделить. Но у каждого свои представления о том, что такое "заглушенный" пластик, а эти все в какой-то степени заглушены. Двухслойные заглушенные или износоустойчивые пластики: REMO PinStripe, или Performance II, и, в большинстве случаев, все пластики, с усилением в центре ("Power dot"). У этих пластиков очень короткое начало атаки и очень короткое послезвучание.

Характеристики пластиков этой категории могут сильно различаться из-за наличия/отсутствия колец-демпферов по окружности пластика. Например, у пластиков REMO "CS" ("Control Sound") вязкая атака и хорошая износоустойчивость, но в звучании из-за отсутствия демпферного кольца все равно есть высокие обертоны. А у пластиков Aquarian Signature серии Carmine Appice для томов и бочек исключительно тонкое усиление в центре и демпферное кольцо в стиле Studio-X с обратной стороны пластика, дает толстый звук и сдавленные высокие обертоны. Все эти пластики подходят для сильно бьющих барабанщиков, которым нужна износоустойчивость, но звучат совершенно по-разному.

Категория 4 — Очень сухо звучащие, сильно заглушенные. Пластики с масляным барьером, типа EVANS Hydraulic или PowerStroke 4. У них по определению самый глухой звук, и почти нет собственного послезвучания. Но при высокой настройке могут выдать некоторое подобие послезвучания и резонанса, в зависимости от того, какой формы край обечайки у вашего барабана.

Категория 5 — Однослойные, незаглушенные, малой массы. Эту категорию почти исключительно составляют ударные пластики для томов. Обычно они подходят только для тихой игры, или тех видов джаза, в которых ощущение пластика и чувствительность имеют огромное значение.

Пластики для томов — резонансная сторона ::.

Вы можете использовать любые пластики, но для резонансной стороны лучше брать однослойные.

  1. Тонкие сильно резонирующие пластики типа REMO Diplomat, FiberSkyn 3 FT/FD, High Frequency и Genera Resonant или Glass Resonant.
  2. Пластики среднего веса: REMO Ambassador, Ambassador Ebony и FiberSkyn FA, Classic Clear или Satin Texture Coated, и G1. У них послезвучание короче, чем у их тонких собратьев типа REMO Diplomat, EVANS Glass или Genera Resonant. Зная звучание, свойственное каждому пластику, способы их комбинирования и настройки, можно значительно легче добиваться нужного тембра от ударного пластика.

Томы. Общие указания по подбору пластиков ::.

  1. Чтобы при использовании с ударной стороны заглушенных, двухслойных или гидравлических пластиков получить максимум громкости и как можно более длинное послезвучание, с резонансной стороны следует ставить тонкие пластики.
  2. Чтобы получить теплый звук, берите варианты тех же пластиков с текстурированным покрытием. Чтобы сделать звук еще теплее, переходите на однослойные пластики с покрытием средней массы, типа Ambassador, Evans, или Aquarian.
  3. Чтобы убить обертоны и послезвучание, но ответ и атаку оставить, как у однослойного ударного пластика, поставьте с резонансной стороны пластик заглушенный.
  4. Тембр звучания черных "эбеновых" пластиков находится где-то между тембрами прозрачных пластиков и пластиков с покрытием. Обычно его описывают, как "темный". Сравнивая их звучание со звучанием прозрачнымх пластиков, я слышу, что в нем меньше высоких обертонов, а по сравнению с пластиками с текстурированным покрытием – слышу больше среднечастотных обертонов.
  5. Если нет демпфирующих элементов, то, чем толще покрытие, тем теплее звук.

Томы. Некоторые комбинации пластиков и характерные звучания ::.

  1. И сверху и снизу однослойные пластики среднего веса, например, REMO Ambassador, Aquarian или EVANS G1 с покрытием. Сочетание очень резонансное, высокочастотный звон может быть весьма сильным, очень хорошее послезвучание, великолепный ответ под палочкой. Если сверху поставить прозрачный пластик — звук будет еще более открытый. Именно такое сочетание чаще всего используется в джазе, кантри и легком роке. Звоном можно легко управлять с помощью настройки. Это сочетание популярно для записи. Пластик с покрытием дает при атаке хорошие высокие, а у прозрачного пластика преобладает атака в области средних частот.
  2. Пластики REMO PowerStroke 3, FiberSkyn FA или Emperor, Aquarian Studio-X: покрытый или прозрачный пластик сверху, а снизу REMO Diplomat Batter Clear или EVANS Genera Resonant Clear. Весьма резонансное сочетание, почти отсутствует высокочастотный звон, очень хорошее послезвучание, отличный ответ под палочкой. Классический студийный легкий джазовый звук для игры без микрофонов. Чтобы сделать звучание потеплее, поставьте вниз или пластик с покрытием, или черный Ebony ("эбеновый"). Если строй низкий, а микрофон расположен близко, звук может получиться слишком округлый из-за "эффекта приближения" (см раздел " Вкратце: как микрофоны могут повлиять на звучание").
  3. Emperor, FiberSkyn F1 или Aquarian Double Тhin сверху, однослойный среднего веса снизу: хорошее сочетание, промежуточное между настройками под среднюю и большую силу удара, при этом почти не теряется качество звучания и ответа под палочкой. Дает теплый звук, в котором все равно могут присутствовать высокие обертоны.
  4. Pinstripe, Aquarian Performance II или EVANS G2 сверху и тонкий одинарный типа REMO Diplomat или EVANS Genera Resonant Clear снизу. Cочетание менее резонансное, чем предыдущее, но значительно больше атаки, звон по высоким либо небольшой, либо отсутствует совсем, очень хорошее послезвучание, хороший ответ под палочкой. Чтобы сделать звук жирнее/влажнее, попробуйте настроить резонансный пластик на самый низкий тон, или чуть ниже. Этот и следующий вариант хороши для "жирного" звучания. И снова, чтобы сделать звук теплее, поставьте нижний пластик с покрытием средней массы, типа Ambassador или подобный. Этот вариант тоже хорош для записи, чтобы получить более "отдельное" звучание.
  5. Пластик с покрытием типа REMO Ambassador, Aquarian, или Evans G1 сверху, и двухслойный пластик типа Evans G2 снизу. По сравнению с предыдущей комбинацией дольше звучит основной тон, почти полностью отсутствует высокочастотный звон, послезвучание короткое, ответ под палочкой великолепный.
  6. Evans G2 или подобные двухслойные заглушенные пластики с обеих сторон приближаются по типу к мертвому звучанию барабанов 60-х — начала 70-х. Очень короткий звук, неважный ответ под палочкой. Если настроить высоко, то обертоны будут запаздывать и создавать грязь.
  7. Гидравлические пластики сверху и снизу создадут эффект "полотенца на барабане", звучать будет глухо, как картонная коробка. С помощью сильно резонирующего пластика типа EVANS Glass или Genera с резонансной стороны удается несколько оживить звучание. Некоторые говорят, что такое сочетание дает хороший звук, когда настраивается высоко. Личного опыта подобной настройки у меня нет. Я применял это сочетание для низкого строя, и звук был, как я описал.

http://drumspeech.com/

Нет комментариев

Добавить комментарий